Кассовая реформа: продолжение следует

 

Второй этап кассовой реформы может пройти более плавно, чем первый.
Поскольку система уже запущена, технические аспекты отлажены,
цены стабилизировались и дефицита оборудования не наблюдается.
Вместе с тем, определенные сложности неизбежны — на онлайн-технику с 1 июля 2018 должны перейти те, кто до сих пор не применял в работе кассовые аппараты. Об итогах «первой волны», плюсах и минусах реформы, перспективах и преимуществах онлайн фискализации. Начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин

 

Первый этап реформы 54-ФЗ практически полностью проведен в планируемые сроки и в соответствии с нашими прогнозами. На сегодняшний день (20 октября) количество ККТ зарегистрированной в новом порядке составляет 1 400 676 касс. Это примерно на 20% превышает число ранее используемой техники. То есть целевые показатели не только выполнены, но и перевыполнены. При этом аппаратами, которые передают расчеты в режиме реального времени передано больше 15,2 миллиардов чеков на сумму более 9,5 триллионов рублей, ежемесячный объем фиксированной выручки превышает 2 триллиона рублей. И это только кассы, которые регулярно передают данные, есть еще и небольшой процент автономных касс. Количество автономных касс от общего числа не превышает 5%, т.е., можно смело говорить, что подавляющее большинство представителей розничной торговли передает фискальные данные в реальном времени.

СЛОЖНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

О каких-либо серьезных проблемах в законодательстве или со стороны налоговой службы в процессе администрирования реформы говорить не приходится. Основные сложности, с которыми столкнулись в переходный период — это нехватка фискальных накопителей, а в ряде регионов и дефицит некоторых моделей контрольно-кассовой техники. Это вызывало ажиотажный спрос и рост стоимости для бизнеса при переходе на новый порядок. Поскольку это естественная реакция рынка, подобные процессы слабо поддаются каким-либо воздействиям со стороны контролирующих, регулирующих и надзорных органов, административными мерами ситуацию изменить практически не возможно. Тем не менее, нам удалось своевременно снять напряженность в этом вопросе, выпустив совместно с Минфином разъяснения по этому поводу. Насколько нам известно, спекулянты, которые в свое время активно скупали фискальные накопители с целью перепродажи, сейчас вынуждены продавать их ниже себестоимости, они просто остаются неликвидным товаром на руках. Надеюсь, что в последующих этапах реформы таких проблем возникать не будет.

Хочется уточнить один момент. Конечно, акцент в работе налоговой службы сейчас смещен в сторону информирования и помощи налогоплательщикам, но это не значит, что все формы и виды контрольных мероприятий приостановлены на неопределенный срок. Безусловно, письмо Минфина помогло справиться с ажиотажем, однако там четко прописано, что налогоплательщик должен принять исчерпывающие меры для перехода на новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Сейчас в реестре значится более 2 300 000 фискальных накопителей, произведенных и выпущенных на рынок. То есть дефицит снят полностью, и никое письмо Минфина не может быть оправданием, если предприниматель до сих пор не работает по требованиям 54-ФЗ.

ПРОВЕРКИ

Новый порядок применения контрольно-кассовой техники позволяет существенно сократить количество проверок с выходом на место установки ККТ благодаря автоматизированному определению зон риска совершения правонарушений. Говоря проще, мы надеемся полностью исключить старый подход, когда проверяли по территориям, по улицам или огульно всех подряд. Те данные, которые мы сейчас видим в своей информационной системе, позволяют нам осуществлять контрольные мероприятия точечно, зная куда идти и что искать, имея на руках объективные основания для проверки. Более качественно организовать эту работу помогают и сигналы гражданского контроля. Основным его инструментом является мобильное приложение проверки чеков, разработанное ФНС. С помощью приложения просто и удобно проверить фискальный документ, а также сообщить о нарушениях, подать жалобу. Мы принимаем и обрабатываем все эти сигналы, предпринимаем по ним определенные меры. Сейчас не стоит беспокоиться из-за фактов разовых нарушений, которые не имеют системного характера. Все контрольные мероприятия, которые будут в ближайшее время проводиться налоговой службой, во-первых, нацелены на наиболее явные случаи нарушения закона о порядке применения контрольно-кассовой техники. Во-вторых, акцент по-прежнему будет делаться на информирование и помощь налогоплательщику в нормализации его работы в соответствии с требованием закона.

ВТОРАЯ ВОЛНА

Переходный период завершился, и с 1 июля 2017 года старая редакция закона 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники полностью прекратила свое существование, действуют новые нормы и новая административная ответственность. Не на всех налогоплательщиков сейчас распространяются новые правила. Те, кто ранее не имел обязанности применять контрольно-кассовую технику (предприниматели на ЕНВД, патенте и организации, оказывающие услуги населению) по-прежнему могут работать с бланками строгой отчетности и другими документами, подтверждающими факт покупки или оказания услуг. Говорить о переносе сроков для второго этапа реформы пока рано, поэтому предпринимателям стоит подумать об исполнении требований законодательства уже сейчас. Налоговая служба со своей стороны готова оказать всяческое содействие. Кроме тех мероприятий по разъяснению, которые мы проводим, у нас действует проект открытых классов. Во всех регионах страны при каждой налоговой инспекции в обязательном порядке периодически проводятся встречи с налогоплательщиками, на которые приглашаются производители контрольно-кассовой техники, специалисты центров технического обслуживания, представители операторов фискальных данных. Система открытых классов позволяет максимально подробно на практике показать и рассказать, каким образом все это работает, как осуществляется регистрация контрольно-кассовой техники, как заключается договор с ОФД, как пользоваться кабинетом Федеральной налоговой службы. Пройдя эти курсы, большинство операций по переходу на требования 54-ФЗ можно пройти самостоятельно. На первом этапе реформы эта практика разъяснительной работы признана успешной, она оказалась достаточно востребованной и мы планируем ее сохранить и для помощи налогоплательщикам второй волны.

ПЛЮСЫ РЕФОРМЫ

Новый порядок подразумевает сбор большого объема данных о расчетах, что позволило обеспечить их прозрачность и легализацию рынка торговли и услуг. Однако эти данные, безусловно, имеют не только фискальную ценность, но и являются существенным шагом в сторону автоматизированного анализа товарооборота в масштабах всей Российской Федерации. Эта информация может быть использована самым разнообразным способом. Уже сейчас на базе этой технологии можно собирать данные о продвижении отдельных видов товаров, например, любых систем маркировки (алкоголь, табак, лекарства и т.д.) и использовать их как инструмент контроля выбытия товара из розничного оборота. Еще не все возможности оформлены в виде конкретных законченных технических решений, но как идеи они уже разрабатываются, и, я думаю, в ближайшее время появится много новых интересных вещей, связанных с онлайн фискализацией. Количество автономных касс от общего числа не превышает 5% подавляющее большинство представителей розничной торговли передает фискальные данные в реальном времени.

Достаточно много плюсов в кассовой реформе оказалось и для бизнеса, причем для разных сфер существуют свои положительные моменты. Для крупного ритейла в первую очередь это способ защиты от недобросовестной конкуренции. За счет пресечения минимизации налогов теперь все оказались в равных условиях. Второй важный момент — с помощью базы фискальной информации нового порядка применения контрольно-кассовой техники существенно упрощается контроль за работой кассиров, складского персонала и логистических цепей, которые в этом бизнесе активно используются. Сейчас практически невозможно скорректировать сведения о совершенных расчетах, и это облегчает жизнь крупных компаний, которые несли значительные убытки из-за недобросовестных действий персонала. Кроме того, те данные, которые собираются в масштабах всей страны, позволяют не только провести анализ рынка, помочь уменьшить количество неликвидного или низкооборачиваемого товара, просрочки, но и построить предикативную аналитику — понять структуру спроса и предложения и максимально ей соответствовать.

Среднему бизнесу реформа позволила достичь того же уровня контроля над оборотом товара, что и у крупных компаний, благодаря возможности интеграции фискальных данных и собственных информационных систем, систем логистики и закупок. Надо признать, что реформа в целом дала существенный толчок для развития автоматизации розничной торговли Российской Федерации. Если до реформы процент автоматизированной торговли составлял не более 30% от общего объема, то уже сейчас он существенно превышает 50%, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности бизнеса. Да, это требует определенных инвестиций, но эти затраты в дальнейшем позволяют достичь серьезной экономии. Автоматизация торговли теперь стала более доступной и для малого бизнеса — появились технические решения, которые позволяют вести онлайн бухгалтерию, онлайн склад, товароучет без выделения на это дополнительных средств, новые возможности не превышают стоимости автономной кассы.

Как ни странно фискальные данные могут быть полезны даже при ведении личного семейного бюджета. Поскольку чек в электронном виде поддается машинному анализу, можно, получая чеки от собственных покупок, загружать их в отдельные приложения, где будет производиться разбор по составным элементам, что позволит автоматизированно вести семейный бюджет, контролировать личные траты и планировать расходы.

Еще один немаловажный момент, который мы получили благодаря реформе — это новый механизм защиты прав потребителей. Нет необходимости трепетно хранить бумажные чеки и переживать, если он вдруг потерялся или выцвел от времени. Доказать факт покупки, подтвердить права на гарантию теперь легко можно с помощью электронного чека.